Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    "Несмотря на все сложности 2014 года, кредитование предприятий выросло более чем на 20%"

    16.04.2015
      Активы российских банков впервые превысили ВВП страны. Они достигли 77 трлн руб. Об этом сообщил президент Владимир Путин на прямой линии. Зампред думского комитета по финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России, член Национального банковского совета Центробанка Анатолий Аксаков ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Петра Косенко.

    Президент также отметил, что хорошая динамика в банковском секторе в 2014 году наблюдалась несмотря на "серьезные перепады на финансовом рынке".

    — Как вы можете прокомментировать заявление президента относительно активов банков: 77 трлн руб. — это выше ВВП?

    — Так и должно быть, в принципе, активы банковской системы в последнее время росли более быстрыми темпами, чем ВВП, соответственно, показатель общего объема активов должен превышать ВВП. Считается, что это позитивная оценка деятельности кредитных организаций в стране.

    — А за счет чего произошел этот рост?

    — За счет кредитования. Несмотря на все сложности, которые в прошлом году были, кредитование предприятий выросло более чем на 20%, а в реальном выражении — более чем на 18%.

    — Что касается портфелей кредитов реальному сектору экономики: он так же вырос?

    — Я говорю прежде всего о кредитовании реальной экономики. Понятно, что там были не только кредиты новые, там было и пролонгирование кредитов, импортозамещение финансовых ресурсов. Поскольку Запад перестал выделять ресурсы на рефинансирование кредитных организаций, на финансирование разных проектов в России, то пришлось нашим уже банкам рефинансировать кредиты, в том числе крупным заемщикам, и благодаря в том числе этому, доля наших финансовых институтов в общем объеме кредитов выросла, и активы выросли, благодаря этому.

    — Бывший глава Минфина Алексей Кудрин, который присутствовал также на прямой линии с Владимиром Путиным, считает, что средний ежегодный рост ВВП России до 2018 года составит порядка 1,5% при сохранении цены на нефть на уровне $60 за баррель. При этом Кудрин отметил, что в 2007 году, когда мировые цены на нефть были на уроне $30 за баррель, экономика России росла на 7% в год. И Кудрин в свою очередь предположил, что текущий спад сократит долю российской экономики в мире. Вы с такими прогнозами согласны?

    — Безусловно, учитывая, что у нас спад роста в мире примерно на 3% в год, то, очевидно, доля России в мировом ВВП должна снизиться, но я не думаю, что темпы роста у нас будут 1,5-2%, скажем, в следующем году и последующий год. На самом деле, если мы перестроим работу, в том числе в исполнительной власти таким образом, что сможем сконцентрировать финансовые ресурсы, привлечь новые финансовые ресурсы на реализацию проектов, то темпы роста будут 3% и более.

    — А где мы эти ресурсы сейчас можем взять, откуда их привлекать будем?

    — Во-первых, у нас соотношения фонда сбережений и фонда накопления не одинаковы, обычно в мире сбережения равны накоплениям. У нас достаточно большая доля сбережений оседает в сундуках, в ячейках, в банках и не идет на накопления, не идет в инвестиции. И этот ресурс довольно значительный, он измеряется триллионами рублей, надо сделать так, чтобы он был направлен на инвестиции, на развитие нашей экономики.

    - Заставить работать деньги из кубышек, иными словами?

    — Да, безусловно. Очевидно, что есть ресурсы и наших государственных фондов, Резервный фонд, Фонд благосостояния, есть ресурсы и Центрального банка, которые можно было бы очень внимательно, отслеживая их направление, их работу, направлять на инвестиции в экономику.

    — А еще один комментарий, который был дан Алексеем Кудриным, когда он задавал вопрос президенту. Он заявил, что старая экономическая модель роста себя исчерпала, по-вашему, это действительно правда или все-таки еще можно попользоваться?

    — Это действительно правда, старая модель реализовывается сейчас, но, к сожалению, в ней участвовал и уважаемый Алексей Леонидович Кудрин, она нацелена на такое инерционное развитие, на создание финансовой стабильности, экономической стабильности, социальной стабильности, но она не предусматривает рывка, новой индустриализации экономики. И нам действительно нужно выстраивать новую экономическую парадигму, в соответствии с которой ресурсы должны направляться, прежде всего, на инвестиции, и эти инвестиции должны выдать более быстрый экономический рост.

    Инвестиции должны направляться на те отрасли экономики, на те проекты, которые имеют большой мультипликативный эффект, снимают всевозможные ограничения по развитию экономики, в том числе инфраструктурные ограничения, строительство дорог и железных дорог, концентрация ресурсов на новых технологиях. Нужно перешерстить все программы, определить приоритетные, вызывающие наибольший мультипликативный эффект и сконцентрировать ресурсы на этих программах.

    — Как вам кажется, для того, чтобы этот процесс пошел, как вы выразились, перешерстить, не потребуется ли смена части экономического блока в правительстве? Сам Кудрин не вернется в Кабинет министров?

    — Я допускаю, потому что новые идеи требуют новых людей.
    КоммерсантЪ