Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Анатолий Аксаков: криптовалюта пока напоминает о МММ

    11.10.2017
    Биткойны: передовая технология или финансовая пирамида

    Около полутора триллионов рублей потребуется, по оценке экспертов, на санацию двух крупнейших системообразующих банков, о проблемах которых стало известно в начале осени. Что это — начало банковского кризиса или естественный процесс обновления?

    Кредитная система стабильна и устойчива

    Если верить оценкам известного международного агентства «Фитч», российскую банковскую систему ждут нелёгкие времена: количество кредитных учреждений в ближайшие годы сократится вдвое - с шестисот до трёхсот на фоне их дальнейшего укрепления и огосударствления. С такими выводами категорически не согласен Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, который в ходе встречи в пресс-центре «Парламентской газеты» почеркнул, что естественный процесс оздоровления, который в последние годы развернул Центробанк, гарантирует долговременную стабильность кредитно-финансовой системы. Но как быть с тем фактом, что на помощь банкам в последние три года государством было направлено из разных источников около трёх триллионов рублей - больше, чем в любой сектор материального производства? 

    Какова отдача для граждан и государства в целом от этих гигантских сумм, составляющих примерно 20 процентов годового дохода федерального бюджета? Парламентарий считает, что подобная финансовая поддержка оправдана хотя бы тем, что удалось сохранить социальное спокойствие и не вызвать волну возмущения вкладчиков и клиентов банков — от мелких предпринимателей до крупных корпораций, чьи ресурсы могли бы оказаться утраченными, откажись государство поддерживать банки в кризисный период. К тому же такая помощь оказывалась в большинстве случаев на возмездной основе и средства практически в полном объёме возвращены. Более того, адресную поддержку получали главным образом крупные государственные банки, которые, выбравшись из кризиса, начали наращивать обороты и прибыльность.

    В частности, Сбербанк РФ только налогов заплатит на 70 миллиардов рублей, а в будущем году эта сумма будет удвоена. Альтернативой могло бы стать полное разрушение финансовой системы страны, которое неизбежно повлекло бы за собой и социально-экономический коллапс. Надо ли это в условиях, когда на Россию оказывают беспрецедентное политико-санкционное давление, пытаясь перекрыть внешние источники инвестиций и финансирования? 

    С другой стороны, благодаря новшествам в законодательстве, принятым по инициативе думского Комитета по финансовому рынку, значительно возросла степень защиты средств, размещённых малым и средним бизнесом на банковских счетах: теперь на них распространяются страховые гарантии государства для сумм в пределах одного миллиона четырёхсот тысяч рублей (в общей сложности на два триллиона рублей), что, несомненно, создаёт очень неплохие возможности развивать своё дело для примерно трёх миллионов предпринимателей.

    Крайне важным для экономики в целом Анатолий Аксаков считает дальнейшее снижение ключевой ставки, которая должна составлять около 4,5—5 процентов: в свою очередь, уровень инфляции ниже 3 процентов, который зафиксирован в октябре, может начать вредить экономике, сужая платежеспособный спрос в качестве источника инвестиций. Другая проблема, как считает депутат, — в стране до сих пор не сформирована система стратегического планирования, которая, учитывая комплекс межотраслевых проблем, должна формировать единую программу развития страны, исходя из необходимости повышать в натуральных показателях средний уровень жизни.

    Мошенники выходят «в цифру»

    Стратегия в планировании крайне необходима ещё и потому, что в мировой финансовой системе появилось новое малоконтролируемое явление — криптовалюты или цифровые деньги. В некоторых странах, Японии к примеру, они узаконены и приравнены к законным платёжным средствам, в других, хотя и приобрели правовой статус, но в той или иной мере контролируются государством или центробанками, имея ограничения в использовании и применении. Тема настолько актуальна, что стала предметом недавнего совещания у Владимира Путина, Президента России, который, отметив, что биткойны становятся полноценным финансовым инструментом в некоторых странах, подчеркнул, что «использование криптовалют несет серьёзные риски, прежде всего это возможность отмывания капиталов, полученных преступным путём… и распространение мошеннических схем, жертвами которых могут стать рядовые граждане». 

    Но насколько велики масштабы использования криптовалют? По данным Юрия Припачкина, президента недавно организованной Российской ассоциации блокчейна и криптовалют, в нашей стране активно занимаются операциями с биткойнами около миллиона человек, а операции с цифровыми деньгами достигают уровня нескольких десятков миллионов долларов в день. Цифры на первый взгляд не очень объёмные, сравнительно, к примеру, с миллиардными валютными оборотами Московской международной валютной биржы, но динамика, с которой растут криптоплатежи, весьма высока — до 10-12 процентов в месяц. Анатолий Аксаков убеждён, что в нынешнем состоянии криптовалюта, учитывая традиционно пристальное внимание мошенников к подобного рода новшествам, может стать неким аналогом финансовых пирамид. И изучать возможности и перспективы таких платёжных инструментов необходимо крайне осторожно. Например, запуская пилотные проекты в особых экономических зонах, как это происходит в Китае. На российском Дальнем Востоке вполне можно начинать практическое применение цифровых расчётов в рамках торговых отношений с Поднебесной. Весьма перспективными, по мнению депутата, могли бы быть финансовые криптоинструменты в случае, если применять их в так называемом кредитном краудфандинге, когда большое количество людей вкладывают через электронные системы расчётов относительно небольшие суммы в реализацию перспективных проектов, получая (или не получая) соответствующую долю прибыли.

    Пока же подавляющее число криптовалют не имеет никакого обеспечения, очень часто они применяются, по данным Росфинмониторинга, для расчётов в операциях наркодилеров и других сомнительных платежах, потому допуск к их использованию должен быть жёстким, с обязательным предварительным тестированием.

    Станут ли криптовалюты основой возможной будущей глобальной трансграничной системы расчётов, принципиально изменив мировой финансовый рынок и сведя к минимуму роль нынешних банков? Анатолий Аксаков по аналогии с Интернетом, который в корне изменил информационные потоки и их воздействие, такой возможности не отрицает, хотя и подчёркивает, что пока криптооперации, особо не влияя на объёмы расчётов, остаются в экспериментальной зоне, подверженной многим опасностям, в частности криминального происхождения.

    Комитет по финансовому рынку Госдумы тем не менее будет изучать проблемы криптовалют через вновь созданный профильный Экспертный совет при комитете и формировать соответствующее правовое поле. А одним из наиболее значимых документов, который намечено разработать в осеннюю сессию, Аксаков назвал законопроект, который существенно расширяет права Центробанка по профилактике и проверке кредитных учреждений с признаками неблагополучия: представители регулятора будут контролировать и проверять не только собственно головной банк, но и все аффилированные с ним структуры — от промышленных предприятий до страховых агентств и пенсионных фондов.

    Парламентская газета