Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(75) "
  • Публикации
  • " }

    ЦБ предписал не рассказывать о финпродуктах слишком сложными фразами

    29.10.2025

    Банк России направил финансовым компаниям информационное письмо с описанием недобросовестных практик, которые следует исключить при работе с клиентами.

    Банк России сообщил, что выявил случаи применения финансовыми организациями недобросовестных практик. В частности, при сравнении инвестиционного продукта с банковским вкладом организация указывает на его преимущества, но не сообщает о рисках, сказано в релизе регулятора.

    Кроме того, ЦБ отметил, что распространяемая финансовыми организациями информация о предлагаемых ими продуктах нередко "имеет сложную грамматическую структуру изложения", что создает риски "неоднозначного понимания или двойного толкования".

    Регулятор также перечислил в информационном письме другие случаи, когда участники рынка:

    • раскрывают клиентам не все сведения о продуктах и услугах;
    • гарантируют доходность инвестиций;
    • используют графические приемы, чтобы сделать информацию о сопутствующих расходах менее заметной;
    • используют формулировку "одобрено Банком России", не соответствующую действительности, чтобы повысить доверие клиентов.

    Такие нарушения регулятор обнаруживает как на сайтах организаций, так и при устном информировании потребителей, отметили в Банке России. Регулятор порекомендовал финансовым организациям не допускать использования описанных практик и своевременно доводить до потребителей полную, понятную и достоверную информацию о финансовых продуктах и услугах.

    На что жалуются инвесторы и потребители финансовых услуг

    За январь – июнь 2025 года в Банк России на рассмотрение поступило 182,4 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2024 года. Основными драйверами роста выступили кредитные организации, в то же время в отношении субъектов страхового дела (ССД) количество жалоб сократилось.

    В отношении кредитных организаций:

    • за первое полугодие 2025 года количество жалоб в отношении кредитных организаций составило 111,7 тыс., что на 28,6% больше аналогичного показателя 2024 года;
    • основной рост пришелся на проблемы, связанные с блокировкой счетов, карт, дистанционного банковского обслуживания, что обусловлено усилением мер по противодействию финансовому мошенничеству;
    • в то же время на 53% снизилось поступление жалоб на навязывание дополнительных платных услуг при кредитовании.

    15 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность банков за нарушение прав потребителей финансовых услуг и неисполнение предписаний ЦБ об устранении таких нарушений. Законопроект инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым.

    Согласно законопроекту, предполагается, что размер санкций будет привязан к величине капитала банка и составит до 0,1% за нарушение законов в сфере защиты прав потребителей и нормативных актов Банка России и до 1% за неисполнение предписаний регулятора об устранении нарушений.

    РБК Инвестиции