ЦБ предписал не рассказывать о финпродуктах слишком сложными фразами
Банк России сообщил, что выявил случаи применения финансовыми организациями недобросовестных практик.
Кроме того, ЦБ отметил, что распространяемая финансовыми организациями информация о предлагаемых ими продуктах нередко "имеет сложную грамматическую структуру изложения", что создает риски "неоднозначного понимания или двойного толкования".
Регулятор также перечислил в информационном письме другие случаи, когда участники рынка:
- раскрывают клиентам не все сведения о продуктах и услугах;
- гарантируют доходность инвестиций;
- используют графические приемы, чтобы сделать информацию о сопутствующих расходах менее заметной;
- используют формулировку "одобрено Банком России", не соответствующую действительности, чтобы повысить доверие клиентов.
Такие нарушения регулятор обнаруживает как на сайтах организаций, так и при устном информировании потребителей, отметили в Банке России.
На что жалуются инвесторы и потребители финансовых услуг
За январь – июнь 2025 года в Банк России на рассмотрение поступило 182,4 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2024 года.
В отношении кредитных организаций:
- за первое полугодие 2025 года количество жалоб в отношении кредитных организаций составило 111,7 тыс., что на 28,6% больше аналогичного показателя 2024 года;
- основной рост пришелся на проблемы, связанные с блокировкой счетов, карт, дистанционного банковского обслуживания, что обусловлено усилением мер по противодействию финансовому мошенничеству;
- в то же время на 53% снизилось поступление жалоб на навязывание дополнительных платных услуг при кредитовании.
15 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность банков за нарушение прав потребителей финансовых услуг и неисполнение предписаний ЦБ об устранении таких нарушений.
Согласно законопроекту, предполагается, что размер санкций будет привязан к величине капитала банка и составит до 0,1% за нарушение законов в сфере защиты прав потребителей и нормативных актов Банка России и до 1% за неисполнение предписаний регулятора об устранении нарушений.
РБК Инвестиции
