Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(75) "
  • Публикации
  • " }

    Аксаков дал прогноз на 2024 год: инфляция снизится, кредиты подешевеют

    08.01.2024
    Период непопулярных решений Центробанка по увеличению ключевой ставки завершится в этом году

    После Нового года давление на потребительский рынок спадет, инфляция начнет сдуваться, после чего Центробанк постепенно, скорее всего со второго квартала, станет снижать ключевую ставку, вслед за этим уменьшится и стоимость кредитов. При этом у россиян в следующем году появятся дополнительные источники наращивания своих капиталов. В том числе на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС) третьего типа. А чтобы простимулировать приток денег в экономику, депутаты планируют узаконить защиту средств, размещенных на ИИС по аналогии со страховкой банковских вкладов. В случае банкротства профессионального участника, через которого работал инвестор, он сможет вернуть до 1,4 миллиона рублей. Об этом в итоговом интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    — Год завершается. Насколько, по-вашему, он оказался удачным в финансовой сфере?

    — Темпы роста ВВП в текущем году превышают 3,5 процента. И нужно отметить, что реальный сектор получил достаточно много кредитов: объем выдач увеличился примерно на 15 процентов в течение года. В то же время потребительское кредитование выросло почти на 20 процентов, ипотека — на 30 процентов. Все говорит о том, что спрос на кредитные продукты рос, а это в том числе отражение экономической ситуации в стране, настроений людей, уверенности в себе. Но при этом, конечно, мы видим и риски, которые связаны с ростом кредитования. К примеру, проявляли активность при получении новых кредитов уже порядком закредитованные люди.

    — Центробанк в очередной раз поднял ключевую ставку, мотивируя это необходимостью борьбы с инфляцией. Но некоторые эксперты заявляют, что необходимости в ужесточении денежно-кредитной политики нет. На ваш взгляд, кто прав?

    — Я на стороне Центрального банка. Я понимаю, что это непопулярная мера и многие критиковали ЦБ, но регулятор не от хорошей жизни пошел на это. Инфляция росла, и люди это ощущали. По итогам года инфляция приближается к восьми процентам, а инфляционные ожидания, то есть восприятие людей инфляционных процессов, еще выше. Естественно, в таких условиях необходимо сдерживать этот негативный тренд. Потому что высокая инфляция — это снижение инвестиций в экономику. Все мы помним 90-е годы, когда из-за высокой инфляции кредиты никто не давал больше чем на год. Потому что деньги быстро обесценивались и, соответственно, не шли в инвестиции, а значит, не шли в развитие страны. Поэтому очень важно сдержать инфляционные ожидания. И я уверен, что ЦБ действует в правильном направлении.

    — Ключевая ставка 16 процентов. Этого достаточно для сглаживания всех инфляционных процессов в стране или стоит ждать дальнейших непопулярных решений?

    — Я думаю, это тот предел, который уже вполне достаточен. Перед Новым годом наблюдается обычный ажиотаж на потребительском рынке. Он приводит к росту цен, инфляции. После Нового года этот ажиотаж спадет, соответственно, давление на потребительский рынок снизится, инфляция начнет сдуваться. А дальше ЦБ постепенно, я думаю со второго квартала, начнет снижать ключевую ставку, а значит, и кредиты станут дешевле.

    — Вы сказали, этот год был отмечен необычайной активностью на рынке потребительского и ипотечного кредитования. Каковы прогнозы на следующий год?

    — Я думаю, активность спадет. Кстати, я не сторонник массовой льготной ипотеки, которая была запущена Правительством. Ведь после внедрения льготной ипотеки резко увеличился спрос на новое жилье. В результате вроде бы люди выигрывали за счет низкого процента по ипотечному кредиту благодаря льготной программе, но при этом цена на жилье резко выросла. Сегодня разница между стоимостью квартир на первичном рынке и на вторичном составляет 40 процентов, а была она всего 10 процентов. Поэтому массовой льготной ипотеки не должно быть. Она должна быть для особых категорий граждан, многодетных семей, например, либо живущих в определенных регионах нашей страны, тех, кто участвует в спецоперации. Но для всех остальных она должна быть обычной, и благодаря этому процент по ипотечному кредиту уменьшится, люди от этого только выиграют.

    — Правительство недавно откорректировало условия предоставления льготной ипотеки. В том числе внедряется принцип «одна ипотека в одни руки». Такой подход вы поддерживаете?

    — Это абсолютно правильно. Ведь некоторые люди, имея доступ к финансовым институтам, свои каналы, так сказать, шли и получали несколько льготных кредитов, при этом кто-то вообще не мог такой кредит получить. Конечно, один кредит на одно лицо — это правильный абсолютно критерий.

    — Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о социальном вкладе. На какую целевую аудиторию рассчитан новый финансовый инструмент?

    — Мы хотим, чтобы граждане, которые имеют низкие доходы, получали бы более высокий процент по вкладам. Дело в том, что чем меньше сумма вклада, тем менее интересна она для кредитных организаций, потому что возни столько же, сколько с большим вкладом. Поэтому мы решили поддержать ту категорию граждан, которая числится в специальном реестре государства как низко обеспеченная. Мы прописали, что до 50 тысяч рублей, которые соотечественники держат в банках, должны быть на более выгодных условиях, чем у остальных категорий граждан, которые обслуживаются в этом кредитном институте. А именно: вклад должен иметь процент не ниже ключевой ставки плюс один. Например, сегодня ключевая ставка 16 процентов, значит, ставка по такому вкладу будет 17 процентов, и не меньше. При этом мы запретили брать комиссионные, если эта категория граждан проводит до 15 тысяч рублей в месяц со своего банковского счета на счета в другую организацию.

    — Наши читатели просят практический совет: бывает так, что банк снижает процент по вкладу вслед за снижением ключевой ставки. В чем тут подвох? На что следует обращать внимание при заключении договора?

    — Вот надо на эти все оговорки и обращать внимание. Когда вам предлагают вклад под высокую ставку, но при этом говорят, что если ключевая ставка будет снижена, то и процент вклада будет снижен. Вы можете не согласиться с этим предложением и потребовать, чтобы этой оговорки не было. Кстати, это касается всех других ситуаций. Любой договор — это результат переговоров. И все зависит от вашей позиции. Некоторые банки тихонько вписывают такую норму, никто не обращает внимания. И потом вдруг оказывается, что процент по вкладу у вас снизился в связи со снижением ключевой ставки. Причем может снизиться и непропорционально. Так что договоры надо внимательно читать.

    — Еще один вопрос от наших читателей. Интересуются: следует ли в тяжелой жизненной ситуации признавать себя банкротом, насколько это полезно и выгодно?

    — Наше законодательство позволяет уйти и в банкротство, но оно должно быть обосновано. То есть надо понимать, что обхитрить не получится. Хотя и это сейчас предлагают, к сожалению, в разного рода сомнительной рекламе. На самом деле, вряд ли удастся очень легко уйти от обязательств по платежам по кредиту. А с другой стороны — испорченная кредитная история. После этой процедуры вряд ли второй раз банк отважится выдать кредит такому человеку. Это уже черная метка для тех, кто этим прославился. Поэтому надо быть очень аккуратными, особенно по тем активностям, которые постоянно поступают из интернета.

    — Удастся ли в следующем году отрегулировать наконец-то криптовалютный рынок в России?

    — В условиях санкций многие наши организации сегодня активно используют криптовалюты для оплаты различных товаров и услуг, поставляемых в нашу страну. При этом сам рынок криптовалют в России пока никак не отрегулирован. Поэтому были подготовлены законопроекты в этом году и направлены на согласование. К сожалению, все они в этих согласовательных процедурах и застряли. Недавно было заседание, в котором участвовали председатель Банка России Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, и я предложил на базе нашего комитета в Госдуме создать узкую профессиональную рабочую группу, чтобы активизировать процесс. Инициативу поддержали, так что в новом году запускаем процесс вновь. Речь идет о четырех законопроектах, которые касаются майнинга, оборота криптовалют в экспериментальном режиме, ответственности за неправомерное использование криптовалют и налогообложении операций с ней. Рассчитываю, что в первую половину следующего года вопросы криптовалют мы отрегулируем.

    Парламентская газета