Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    ЕС нагнетает неопределенность: введение санкций против РФ вновь отложили

    24.07.2014
       Угроза более чем реальна, и она исходит не от Европы, считает профессор Катасонов

    Психологическая война против России в полном разгаре. Но нам к стрессам не привыкать, и то, что Еврокомиссия вновь отложит (теперь уже до следующей недели) решение о принятии секторальных санкций против РФ, было вполне предсказуемым. Зато попугали всласть.

    Еще утром российские СМИ со ссылкой на Financial Times сообщили, что дипломаты ЕС сегодня должны обсудить введение запрета для европейцев на покупку акций и облигаций российских банков, в которых государству принадлежит более 50%. Также в документе, якобы подготовленном специалистами Еврокомиссии, речь шла о запрете для российских банков с госучастием привлекать средства инвесторов на фондовых рынках Европы. Запрет распространялся на финансовые инструменты, имеющие срок обращения свыше 90 дней. При этом запреты не должны были коснуться государственных долговых бумаг – вероятно, из-за опасений, что Россия в ответ прекратит покупать гособлигации европейских стран.

    По мнению европейцев, принятые меры должны увеличить нагрузку на бюджет, поскольку организации РФ, отрезанные от европейского финансового рынка, вынуждены будут добиваться увеличения госфинансирования.

    Согласно документам ЕК, за 2013 год российские учреждения разместили на рынках Евросоюза облигации на сумму почти 16 миллиардов евро, около половины из которых привлекли банки с госучастием.

    Кроме финансового сектора, запреты предлагалось распространить на экспорт в Россию технологий о сфере добычи углеводородов на арктическом шельфе и добычи сланцевой нефти. Такой удар стал бы более ощутимым, поскольку альтернативы европейским технологиям в энергетическом секторе не существует. Сам же объем экспорта не так велик: в ЕС его оценивают в 150 миллионов евро.

    В сфере вооружений, как обещалось, санкции должны коснуться оружия и части товаров двойного назначения, которые могут быть использованы и в гражданской, и в военной промышленности. Пока Еврокомиссия решила ограничиться высокопроизводительными станками и компьютерами, стоимость которых оценивается в 4 миллиарда долларов.

    Казалось бы, пора начинать бояться, но именно в этот момент те же европейские дипломаты попытались сбить накал. Позднее бывший британский посол в Москве Энтони Брентон в интервью британской The Telegraph заверил, что санкции против России бессильны: они ее лишь закаляют. «Санкции не сработают. Запад после Второй мировой войны шесть раз вводил санкции в отношении России и СССР. Они никогда не работали», – сказал Брентон.

    По его мнению, дипломатия в отношениях с РФ будет более действенной, чем санкции. «Необходимо разговаривать с русскими, понять, чего они хотят, работать над тем, чтобы ваши ориентиры совпадали», – приводит издание слова дипломата.

    Так стоит ли России опасаться предстоящих санкций? Или нужно было бояться уже тех, которые на прошлой неделе ввели Штаты?

    Профессор кафедры международных финансов МГИМО, экономист Валентин Катасонов считает, что опасения вполне обоснованны:

    – Стало складываться мнение, что угрозы Вашингтона российским банкам – из разряда информационной или психологической войны. В наших СМИ появилось много успокаивающих публикаций, доказывающих, что не так страшен черт, как его малюют. Под «чертом» понимаются санкции против наших кредитных организаций. К сожалению, никаких серьезных превентивных действий со стороны Банка России за эти месяцы принято не было.

    На прошлой неделе была очередная порция «точечных» санкций, которые, помимо всего, захватили два новых российских банка, причем гораздо более крупных, чем банк «Россия». Это «Газпромбанк» и ВЭБ. Оба, между прочим, государственные банки. Санкции включают запреты осуществлять американским компаниям и банкам долгосрочное (свыше 90 дней) финансирование указанных российских банков, последним отказано в праве размещать новые выпуски своих акций на фондовом рынке США. Трудно сказать, насколько эти санкции окажутся чувствительными для «Газпромбанка» и ВЭБа. Рейтинговое агентство Moody’s отметило, что санкции США будут иметь ограниченное влияние на ВЭБ и «Газпромбанк» благодаря высоким показателям ликвидности банков и умеренной потребности в рефинансировании на международных рынках. Есть, правда, оценки независимых экспертов, согласно которым принятое на прошлой неделе Вашингтоном решение отразится на рейтинговой оценке всего банковского сектора России. Руководители «Газпромбанка» и ВЭБа от публичных оценок последствий санкций воздержались. Слухи о возможном введении санкций в отношении «Внешэкономбанка» и «Газпромбанка» появились в апреле. О том, что руководство обеих финансовых организаций готовится к санкциям со стороны США, писал Bloomberg со ссылкой на свои источники. Можно действительно согласиться с тем, что указанные российские банки готовились к такому решению. Как заявил зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, ВЭБ, имеющий статус государственной корпорации, «вообще не почувствует эффекта с точки зрения капитала», поскольку недавно было принято решение о конвертации в его капитал депозита Фонда национального благосостояния (ФНБ). «У него есть источники замещения внешнего фондирования», – отметил депутат Госдумы. В конце июня «Газпромбанк» привлек на внешних рынках миллиард евро под 4% годовых. Размещение прошло на Ирландской фондовой бирже, организаторами выступили Credit Suisse, Deutsche Bank, GPB-Financial Services и SG CIB. «Газпромбанк» чаще других российских компаний финансового сектора привлекал ликвидность за границей: у банка в настоящее время в обращении находится 78 выпусков еврооблигаций, номинированных в долларах, швейцарских франках, евро, рублях и китайских юанях. Однако, несмотря на относительное благополучие двух банков в настоящее время, для них сохраняются серьезные угрозы. Тот же самый ФНБ, ставший подпоркой для ВЭБа, частично размещен (через посредство Банка России) в казначейских бумагах США, а на этом направлении от Вашингтона также можно ждать удара – блокирования нашего пакета бумаг. Закрытие американского рынка «Газпромбанк» перенести может, но вот закрытие европейского рынка, на чем настаивает Вашингтон, будет для указанного банка критичным.
     
    KM.ru