Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Никогда такого не было, и вот опять

    19.08.2014
    Этой осенью предприниматели в очередной раз задумаются о перспективах собственного дела, поскольку в ближайшее время, скорее всего, вырастут ставки по кредитам, увеличатся налоги, практически исчезнет возможность привлечения сторонних инвесторов... Конечно, отечественному бизнесу к трудностям не привыкать, да и ряд мер против негативных явлений уже запланирован, но последствий все равно не избежать, и более всего они отразятся на малых и средних предприятиях.
     
    Новый «трудный период», грозящий российским предпринимателям, для которых и сложное посткризисное время еще не закончилось, ожидается исходя из негативных прогнозов нескольких факторов.

    Часть из них была известна заранее, но разнесена во времени, часть не была учтена, поэтому к их едино-временному проявлению никто не был готов. И следовательно, нет пока и подсчетов, каким может быть синергетический эффект. А речь идет о системных проблемах для бизнеса.

    Повышение ставок

    С осени российские банки постепенно будут повышать ставки по кредитам. Некоторые из них прямо заявили об этом, другие только планируют, третьи — думают. Но тенденция однозначна — в целом по рынку до нового года ставки по кредитным продуктам для МСБ поднимутся на 0,5–2,5 процентных пункта (п.п.), в марте будущего года следует ждать очередное повышение еще на 1–2 п.п. Связано это, в основном, с санкциями западных стран, направленными против российских банков.

    «Финансовый сектор наиболее чувствителен к подобным мерам, и первая волна санкций была направлена против российских банков не просто так. Это повлияет на рост цены заимствований, прежде всего, на зарубежных рынках. Банки в условиях ограниченности ресурсов могут начать повышать ставки, но мы надеемся, что руководство страны и Центральный Банк предпримут соответствующие меры для стабилизации ситуации», — заявил председатель Совета Ассоциации региональных банков России и исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев.

     По его словам, «свет клином не сошелся на Европе и США», в мире существуют и другие возможности для заимствования, например, в Юго-Восточной Азии или в арабском мире.

    Правда, чтобы переориентироваться на новых поставщиков на рынке фондирования, понадобится время, а порой и адаптация отечественного законодательства. «Исламский банкинг активно развивается в мире, и нам сейчас и строительство законодательства, и нормативную базу стоит выстраивать с учетом возможности его функционирования, чтобы завлекать деньги из арабского мира. 

    Они готовы предоставлять нам ресурсы, если наши законы будут учитывать их особенности», — пояснил Мурычев. Он отметил, что переговоры с азиатскими финансовыми структурами уже ведутся, но у них немного другой принцип работы, поэтому сразу поменять «тех на этих» не получится. В итоге, даже если подобные планы увенчаются успехом, нас ждет переходный период, в течение которого ставки по кредитам продолжат расти.

    Увеличение налогов

    Этой осенью Правительство РФ и Госдума обсудят возможность предоставления регионам права введения с 2015 года налога с продаж со ставкой до 5%. Их не смущает, что первые две попытки пополнить бюджет за счет этого налога в 1991 году и в 1998—2004 годах результатов не дали, а во втором случае налог был отменен Конституционным судом, так как действовал одновременно с НДС, что привело к двойному налого-
    обложению одной и той же базы.

     Конечно, налог с продаж может просто заменить НДС, тем более если при этом не будет льгот и групп, «не подлежащих обложению данным налогом». Что теоретически должно увеличить объем направляемых средств в бюджет. Но, к сожалению, руководство страны, похоже, не оценило ни возможного ущерба, прежде всего для предприятий МСБ, ни их умения уходить от налогов.
     В итоге даже на федеральном уровне у этой идеи есть противники, хотя и им нечего противопоставить главному аргументу — дефицит региональных бюджетов растет с каждым годом.

    Кроме этого, планируется все же ввести давно обсуждаемый налог на добычу полезных ископаемых, который, возможно, и нужно вводить, но только после того как будет продуман механизм нейтрализации последствий. Иначе всю налоговую нагрузку добывающие компании переложат на плечи потребителей. Собственно именно поэтому налог еще пока не ввели. Но теперь у бюджетных проблем более высокий приоритет, и к 2015 году ситуация может измениться.

    Даже если налоги с продаж и на добычу полезных ископаемых не будут приняты, все равно остается плановое повышение отчислений во внебюджетные фонды в следующем году. Вместе с объявленным комплексом мер по увеличению налогообложения фонда оплаты труда, старт которых также запланирован на 2015 год, сектору МСБ придется сокращать либо сотрудников, либо зарплаты.

    Без сторонних инвесторов

    Комитет Госдумы по финансовым рынкам предлагает ввести инвестиционные льготы для тех, кто направляет прибыль на развитие предприятия. Тема эта действительно актуальна, часть мер господдержки направлена на поддержание деятельности предпринимателей именно в этом направлении, и установление льготной ставки налога на прибыль для суммы, которая пойдет на инвестиции, — идея отличная, тем более в свете повышения налогов для бизнеса. 

    «Это можно было бы реализовать в рамках налогового маневра. Например, можно согласиться на повышение ставки налога с 20 до 30%, если прибыль «проедается». Но если она направляется на развитие бизнеса, на инвестиции или на увеличение капитала кредитной организации, то ставку можно снизить до 15%. Таким образом, мы будем стимулировать направление прибыли на развитие, поскольку вопрос об инвестициях в экономику стоит остро», — отмечает зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    Проблема лишь в том, что под категорию «не на развитие» попадают и дивиденды, которые получают инвесторы. Сейчас они облагаются налогом в 9%, этой осенью в Госдуме уже будут рассматривать повышение ставки до 13%, а ее увеличение до 30% убьет инвестиционную деятельность как отдельное направление. Кто из инвесторов даст деньги, чтобы заплатить с них такой налог? Да и самому владельцу зачем бизнес, доход от которого можно получить только с 30%-ными потерями?

    Идея с повышением налогов депутатам нравится хотя бы потому, что других вариантов у них почти нет. Но стоит отметить, что против повышения любых налогов активно выступает крупный бизнес, а у него есть способы лоббировать свои интересы. Поэтому проблемы с инвестициями и дивидендами, налогом на добычу полезных ископаемых, скорее всего, будут решены, а вот насчет всего остального прогноз неутешительный.

     Хотя, конечно, ситуация настолько напоминает черномырдинское «никогда такого не было, и вот опять!», что предприниматели смогут пережить и этот «трудный период», вопрос лишь в том, кто именно и с какими потерями.

    Материал подготовлен аналитическим отделом компании «МирФин»
    Биржа