Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Анатолий Аксаков: Без стратегии не будет внятной экономической политики

    08.12.2016
      Ситуация в отечественной экономике действительно остается весьма и весьма сложной. Финансово-экономический блок правительства, российский Центробанк утверждают что "в стране наступила новая нормальность". При этом два года подряд продолжают снижаться реальные доходы граждан, бизнес испытывает колоссальные трудности с привлечением жизненно необходимых кредитных ресурсов. Всё это происходит на фоне одобрения во втором чтении нового проекта бюджета на 2017 год в российском парламенте, который многие эксперты уже называют "бюджетом стагнации".



    ​Об экономике России и вариантах преодоления кризиса в программе "Реальное время" рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    О новом проекте бюджета

    Как отмечали многие эксперты в ходе дискуссий, по факту обсуждался "бюджет стагнации", а не развития. "В состоянии стагнации мы находимся. И для того, чтобы выходить из этой стагнации, нам нужно предпринять целую систему мер. И одного бюджетного процесса недостаточно", - отметил Аксаков. Он добавил, что там предусмотрено финансирование одиннадцати перспективных направлений, которые определило правительство, согласовав с президентом, и они должны работать на структурную перестройку экономики.

    "Понятно, что бюджет - это небольшая часть тех возможностей, которые у нас есть для структурной перестройки. Причем самая главная часть она находится в бизнесе. И в государственном, и в частном. У нас в прошлом году больше 50% рост, в этом году на 20% по сравнению с прошлым годом", - сказал Аксаков. При этом, продолжил он, наблюдается падение инвестиций, то есть бизнес не вкладывает деньги, которые у него есть, для развития своей экономики, своего бизнеса. "Соответственно, возникает вопрос о том, что необходимо сделать для того чтобы эти деньги перенаправить".

    Пока не будет стратегического плана, не будет внятной экономической политики

    Между тем многие компетентные эксперты, включая академика РАН Сергея Глазьева, в отличие от Минфина подчеркивают, что все-таки деньги есть. И одна из главных проблем - это непредсказуемость поведения правительства, то есть нет стабильных условий работы. Как отмечал Глазьев в "Реальном времени" ранее, если государство займется своим делом, т.е. подъемом инвестиционной активности, увеличением расходов в соответствии с социальными обязательствами, а Банк обеспечит стабильный курс валюты, "мы уже получим обеспеченно 4-5% только за счет того, что бизнес наконец ощутит себя в стабильных условиях работы".

    "Ключевая проблема всех этих дискуссий и ключевая проблема политики экономической заключается в том, что у нас нет стратегического плана. Вот пока не будет стратегического плана, который направлен на достижение цели, к которой стремится наша власть, и соответственно, наше общество, то мы не сможем проводить такую понятную, внятную экономическую политику. Сначала надо определить, скажем так, уровень цели, уровень благосостояния людей, к которому мы стремимся. Дальше под эту цель выстраивается совокупность мер, бюджетная политика, налоговая политика, денежно-кредитная политика... И так далее. Действие институтов развития – у нас же практически все институты, которые должны работать на эту цель, они созданы. Но поскольку цель не определена, и плана нет, соответственно все ждут, а что же будет делать правительство, что же оно предпримет завтра. Но это все хаотичные движения", - сказал Аксаков.

    ЦБ перестраховывается

    Между тем по мнению Аксакова, ключевая ставка остается "главным инструментом ЦБ", и этим инструментом он мог бы помочь экономике, "простимулировать, в том числе экономический рост, давая более дешевые деньги". В том числе снижая ставку по депозитам, по которым он привлекает деньги из бизнеса, изымая деньги из экономики. Однако сейчас ЦБ опасается, что "понизив ключевую ставку, ему опять придется работать в очень сложных условиях, когда упадёт волатильность рубля, курса рубля, и инфляционные факторы начнут перевешивать".

    По оценке Аксакова, на самом деле ЦБ "перестраховывается". "Начиная, по крайней мере, с марта, они перестраховываются, они могли бы действовать более решительно".

    Между тем по мнению ученого Михаила Дмитриева, внутренний рынок обладает очень большой емкостью, но необходимо стимулирование внутреннего спроса. Собственно, и возникает вопрос к правительству.

    "В моем понимании мы, конечно, должны поддерживать внутренний рост доходов низкообеспеченных слоев населения, которые предъявляют спрос на российские товары. Те, кто много получает, они в основном покупают импортные товары и дорогие товары, соответственно, их стимулировать не надо, они, к сожалению, не поддерживают российскую экономику. А поддерживая заработную плату как раз низкообеспеченных, в том числе врачам, учителям, библиотекарям, мы помогаем российской экономике. И в этом плане нам надо еще порядок навести, кстати, в оплате труда, в той же системе здравоохранения", - сказал Аксаков. 
    Царьград