Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(107) "
  • Интервью и выступления
  • " }

    Анатолий Аксаков: Нынешний курс рубля не соответствует его реальной стоимости

    06.09.2023
    Запланированные ЦБ валютные интервенции помогут укрепить российские деньги

    На ближайшем заседании совета директоров ЦБ 15 сентября, скорее всего, будет обсуждаться вопрос увеличения ключевой ставки. Но вполне допустимо, что регулятор не станет этого делать, задействовав другой инструментарий: продажу экспортерами либо полностью заработанной от реализации товаров валюты, либо какой-то ее части. Таким образом, увеличение предложения валюты простимулирует снижение ее цены и укрепление рубля. Не исключено, что попутно в тех же целях Центральный банк пойдет на валютные интервенции из своих запасов. Об этом на «Финансовых средах» в «Парламентской газете» 6 сентября рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    - Центробанк объявил, что с 14 по 22 сентября продаст иностранную валюту на 150 миллиардов рублей. Поможет ли мера укрепить российские деньги?

    - Регулятор еще не начал это делать, но курс рубля сразу после опубликования новости укрепился. Но нужно сказать, сейчас национальная валюта находится под давлением, в том числе психологическим, когда многие ожидают ее дальнейшего ослабления. Особенно те, кто занимается операциями на финрынке. В таких условиях возникает повышенный спрос на валюту. Чтобы не было ажиотажа, Центробанк дает сигнал, что держит ситуацию под контролем. Валютные интервенции, которые осуществит ЦБ, в определенный промежуток времени охладят рынок. Сформируется более спокойное настроение у тех, кто работает на нем, меньше будет ажиотажа, и курс рубля будет находиться в рыночном равновесии, а не под влиянием психологических факторов.

    - Достаточно ли инструментов у регулятора для стабилизации ситуации на валютном рынке?

    - Первый инструмент — это ключевая ставка. На ближайшем заседании совета директоров ЦБ 15 сентября этот вопрос, очевидно, будет обсуждаться. Не знаю, примут ли решение по ее повышению, но допускаю, что регулятор принял решение использовать другой инструментарий: продажу экспортерами либо полностью заработанной от реализации наших товаров валюты, либо какой-то части. Таким образом, увеличение предложения валюты простимулирует снижение ее цены. Есть еще один инструмент — валютные интервенции из запасов Центрального банка. Как раз об этом ЦБ объявил. Это сделано для того, чтобы успокоить рынок для нормального ценообразования, поскольку и с моей точки зрения, и по расчетам регулятора, курс рубля несколько занижен. Не соответствует объективной ситуации в экономике. Понятно, что трудности есть с поступлением валюты и уменьшением доходов от экспорта товаров, но в целом предприятия все загружены, а безработица находится на рекордно низком уровне.

    - Помимо валютных интервенций регулятор планирует продлить ограничения на операции с наличной валютой, которые заканчиваются 9 сентября. Можете оценить продуктивность этой меры?

    - Она была принята в прошлом году и действует, доказав свою эффективность. Те, кто хочет снять свои деньги с валютных вкладов, могут конвертировать их в рубли по текущему приемлемому, на мой взгляд, курсу. При этом да, сохраняются ограничения по выдаче валюты. Они связаны с санкциями со стороны Запада — у банков есть ограничения, так как они не могут приобрести валюту свободно на том же западном рынке. Также имеются ограничения по валютным запасам. Для того чтобы ситуация на рынке нормально развивалась, мы пошли на возможность такого ограничения.

    - Министерство финансов поддерживает ужесточение валютного контроля. О каких возможных мерах в этом направлении уместно говорить?

    - Конкретизации не было по поводу ужесточения требований на валютном рынке. Могу сказать, что ранее Минфин выходил в том числе и на наш комитет, мы обсуждали, даже соответствующее законодательное решение принимали, которое, наоборот, было направлено на либерализацию валютного рынка, чтобы наши экспортеры заработанную валюту могли использовать для покупки необходимых товаров для импорта в нашу страну. Сейчас, допускаю, речь идет об установлении лимитов по продаже валютной выручки экспортерами. Но это только мое предположение. Конкретики в заявлении министра не было, поэтому трудно и комментировать.

    - В последнее время опять заговорили о необходимости регулирования рынка криптовалют. Когда Госдума примет закон о майнинге?

    - Дискуссия вокруг майнинга и оборота криптовалют продолжается. Есть предложения и по установлению ответственности за незаконное их использование. На мой взгляд, дискуссия затянулась, ее вполне можно было бы перенести в официальную плоскость в коридоры Государственной Думы. Рынок, напомню, довольно большой и измеряется миллиардами, а может, и десятками миллиардов рублей. И очевидно, что его необходимо вводить в правовое пространство. Я бы предложил уже осенью то, что наработано и в Госдуме, и в рамках ЦБ и Правительства, перенести на нашу площадку. Мы готовы внести законопроекты и, соответственно, обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, чтобы установить правовые рамки эмитирования и обращения криптовалют.

    - По данным Центробанка, необеспеченное потребительское кредитование растет в России высокими темпами. В связи с этим регулятор хочет с 1 октября ввести ограничения для выдачи займов гражданам с высоким уровнем закредитованности. Для чего понадобились такие жесткие меры?

    - Решение абсолютно правильное. Нововведение Центробанка призвано ограничить рост закредитованности граждан. В принципе, можно было это даже раньше сделать. У нас довольно большая группа лиц, у которых на обслуживание кредитов уходит до 80 процентов доходов, которые они получают. Это огромная цифра. Естественно, таким людям лучше и не получать больше кредитов, чтобы не уходить дальше в долговую кабалу. С другой стороны, рост такой категории заемщиков создает серьезные риски для финансовых институтов, поскольку риск неплатежеспособности этих лиц очевиден. Поэтому нужно охладить пыл и кредиторов, которые работают с этими гражданами, и таких заемщиков.

    - Когда россияне смогут добровольно запретить себе брать кредиты?

    - В Госдуму ранее был внесен законопроект, который даст россиянам возможность запретить себе заключать любые кредитные договоры с банками и микрофинансовыми организациями. Я рассчитываю, что осенью мы его примем. Соответственно, с начала следующего года такой самозапрет будет установлен. Надеюсь, Центробанк и Правительство поддержат эту инициативу. Это поможет многим семьям, в которых, например, дети или другие родственники брали кредиты на паспорта своих родителей, а также защитит от незаконных действий посторонних лиц.

    Валерий Филоненко, «Парламентская газета»